Кто такие Неолуддиты. Зачем нужна критика технологий?

аферисты в сети

Неолуддизм — течение в современной философии и контркультуре. Подразумевает критику влияния научно-технического прогресса (особенно в области компьютерных технологий) на человека и общество.

Из «Записок к нео-луддитскому манифесту«, автор Челлис Глендиннинг:

Нео-луддиты не против технологий. Технология присуща человеческому творчеству и культуре. То , против чего мы выступаем являются видами технологий, которые, в корне, деструктивно влияют на человеческие жизни и сообщество. Мы также отвергаем технологии, основанные на мировоззрении, в котором рациональность является ключом к человеческому потенциалу, материальные приобретения — ключом к человеческому достижению, а технологическое развитие — ключом к социальному прогрессу.

Предшественниками движения считаются Сократ, критиковавший письменность в платоновском «Федре», Свифт, высмеявший современную ему науку в «Путешествиях Гулливера», луддиты (разрушители станков в Англии, от названия которых был образован термин «неолуддизм»), Торо (автор книги «Уолден, или Жизнь в лесу») и др.

Из «Записок к нео-луддитскому манифесту«, автор Челлис Глендиннинг:

Личный взгляд на технологии опасно ограничен. Часто звучащее сообщение «но я не смог бы жить без своего текстового процессора» отрицает более широкие последствия широкого использования компьютеров (токсичное загрязнение рабочих на электронных заводах и укрепление корпоративной власти через эксклюзивный доступ к новой информации в базах данных).

Как указывает Мандер, производители и распространители технологий, как правило, представляют свои творения в оптимистичных, утопических терминах. Пестициды увеличат урожайность, чтобы накормить голодную планету! Ядерная энергия будет «слишком дешевой, чтобы ее измерять». Таблетки освободят женщин! Научиться критиковать технологию требует полного изучения ее социологического контекста, экономических последствий и политического значения. Он включает в себя вопрос не только о том, что получено, но и что потеряно и кем. Он включает рассмотрение внедрения технологий с точки зрения не только использования человеком, но и их влияния на другие живые существа, природные системы и окружающую среду.

Компьютерные технологии, которые вызывают болезни и смерть при их производстве и использовании, усиливают централизованную политическую власть и лишают людей непосредственного жизненного опыта.

Технология людьми и для людей

Мы выступаем за поиск новых технологических форм . Как политолог Лэнгдон Виннер выступает за автономную технологию , мы поддерживаем создание технологий людьми, непосредственно вовлеченными в их использование, а не учеными, инженерами и предпринимателями, которые получают финансовую выгоду от массового производства и распространения своих изобретений и мало знают о контекст, в котором используются их технологии.

Мы выступаем за создание технологий такого масштаба и структуры, которые делают их понятными для людей, которые их используют и на которых они влияют. Мы выступаем за создание технологий, построенных с высокой степенью гибкости, чтобы они не накладывали жесткого и необратимого отпечатка на их пользователей, и мы выступаем за создание технологий, которые способствуют независимости от технологической зависимости и обещают политическую свободу, экономическую справедливость и экологический баланс.

Мы выступаем за создание технологий, в которых политика, мораль, экология и техника объединяются на благо жизни на Земле:

  • общинные источники энергии, использующие солнечные, ветровые и водные технологии — которые являются возобновляемыми и способствуют как общественным отношениям, так и уважению к природе;

  • органические, биологические технологии в сельском хозяйстве, машиностроении, архитектуре, искусстве, медицине, транспорте и обороне — которые происходят непосредственно из естественных моделей и систем;

  • технологии разрешения конфликтов — которые подчеркивают сотрудничество, понимание и непрерывность отношений; а также

  • децентрализованные социальные технологии — которые поощряют участие, ответственность и расширение возможностей.

Мы выступаем за развитие жизненного мировоззрения в западных технологических обществах. Мы надеемся привить восприятие жизни, смерти и человеческого потенциала в технологические общества, которые объединят потребность человека в творческом самовыражении, духовном опыте и общности со способностью к рациональному мышлению и функциональности. Мы воспринимаем роль человека не как доминирующую роль других видов и планетарной биологии, но как интегрированную в мир природы с признательностью за святость всей жизни.

Мы предвидим устойчивое будущее человечества, если и когда западные технологические общества перестроят свои механистические прогнозы и будут способствовать созданию машин, методов и социальных организаций, которые уважают как человеческое достоинство, так и целостность природы. Продвигаясь к такому переходу, мы осознаем: нам нечего терять, кроме образа жизни, который ведет к разрушению всей жизни. У нас есть мир, чтобы все получилось.

Среди современных теоретиков неолуддизма:

  • Чэллис Глэндининг — автор «Заметок к манифесту неолуддитов».
  • Нил Постман — американский философ, критиковал главным образом телевидение и средства массовой информации.
  • Мартин Хайдеггер. Хайдеггер негативно относился к технологии, считая, что «искусственное производство жизни логически уравновешивается искусственным производством смерти». В одной из лекций он сравнивал моторизацию сельского хозяйства с убийством людей в газовых камерах.
  • Джарон Ланье — американский ученый, автор термина «виртуальная реальность».

Давайте немного поговорим о Джароне Ланье. Чтобы всем стало понятнее, что это человек на острие технологий. Еще раз: Нео-луддиты не против технологий. В возрасте 13 лет он смог поступить в Университет Нью-Мексико, где встречался с Минским и Томбо. В 1975 году получил исследовательский грант Национального научного фонда на изучение математической нотации, в 1979 году — грант на исследование обучающих видеосимуляторов.

С 1980 года занимался разработкой видеоигр. В 1983 году стал звукоинженером-композитором и разработчиком фирмы Atari, участвовал в разработке игры Moondust. В 1984 году опубликовал в Scientific American статью о визуальном языке программирования, в том же году совместно с бывшим коллегой по Atari Томасом Циммерманом основал фирму VPL Research. Компании удалось заполучить контракт NASA на исследования в сфере «наглядной коммуникации», максимальный годовой оборот фирмы составлял $6 млн, однако в 1990 году компания обанкротилась.

В 1990-е годы преподавал в Колумбийском университете, школе искусств Нью-Йоркского университета, был главным научным сотрудником проекта «Интернет2» (1997—2001). В 2001—2004 годы — научный консультант Silicon Graphics. В начале 2000-х годов, исследуя проблематику баз данных, пришёл к выводу о необходимости специфической визуализации сложных моделей, например в виде виртуальных городов, полученных проецированием данных на трёхмерное пространство.

В 2006—2009 годы — сотрудник Microsoft Research, работал над проектом Kinect. В 2010 году включён в список Time 100 — «ста наиболее влиятельных людей года»

В 2009 году вышла книга «Вы не гаджет: манифест». В 2011 году книга вышла на русском языке в издательстве Corpus.

На заре цифровой культуры Джарон Ланье участвовал в формировании идеи интернета как всеобщего ресурса, из которого человечество могло бы черпать знания. Но уже тогда эта идея омрачалась тенью того, как всё могло обернуться: персональные устройства, контролирующие наши жизни, отслеживающие наши действия и снабжающие нас стимулами. (Звучит знакомо?) В этом дальновидном выступлении Ланье размышляет над «глобальной, трагической, на удивление нелепой ошибкой», которую такие компании, как Гугл и Фейсбук, допустили, когда закладывали основы цифровой культуры, а также о том, как нам это исправить.

Мы не можем жить в обществе, где общение между двумя людьми осуществимо исключительно при условии его финансирования третьим лицом, желающим ими манипулировать.

Он предлагает людям платить за пользование поисковиками, соцсетями и другими сервисами, чтобы не зависеть от ИТ-корпораций вроде Гугла и Фейсбука, которые контролируют поведение пользователей и управляют их данными.

Ланье: Я
Ланье: Я больше уже не могу называть это социальными сетями. Я их называю империями по контролю поведения.

Ланье утверждает, что реклама превратилась в способ управления людей. По мнению учёного, сегодняшние соцсети больше похожи на «империи по контролю поведения».

Мы можем вообразить эдакий мир «пика социальных сетей». Как бы это выглядело? Это означало бы, что, зайдя туда, вы могли бы получить совет от настоящего доктора, а не маньяка. Это означало бы, что, зайдя туда в поисках правдивой информации, вы не получите кучу немыслимых параноидальных теорий заговора.Можно представить себе эту замечательную возможность. Ах. Я мечтаю об этом. Я верю, что это возможно. Я уверен в том, что это возможно. И я уверен, что компании — Гуглы и Фейсбуки — от этого только выиграют. Я не считаю, что нужно наказать Кремниевую Долину. Нам просто нужно пересмотреть то решение.

Еще в один ряд с ними, я бы поставил Кори Пайна с его новой книгой «Живи, вкалывай, вкалывай,сдохни». Кремниевая долина — царство неформально одетых техно-миллионеров, современного дизайна, экологичной еды и успешных проектов. Все не так, говорит Кори Пайн, автор книги «Живи, вкалывай, сдохни» (выходит в издательстве «Индивидуум»). Это грязное и сверхдорогое жилье, толпы отчаявшихся неудачников и тотальный цинизм, говорит он, рассказывая о своем опыте жизни там.

Об авторе Editor 551 Статья
Самый главный человек на сайте. Если Вы хотите опубликовать свою статью на нашем ресурсе то милости просим на nkosistema@mail.ru

ОСТАВЬТЕ ПЕРВЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий