Модель GROW

Модель «GROW» — методика достижения целей. Впервые появилась в Великобритании в 1980 году. С тех пор активно развивается и используется в коучинге.

Модель (процесс) GROW — это простой метод задания целей и решения проблем. Она была разработана в Великобритании и использовалась для корпоративного обучения в конце 1980-х и 1990-х гг.

На авторство модели претендуют различные специалисты, однако считается, что значительный вклад был внесен Александром Грэмом, Аланом Файном и Джоном Уитмором. Модель GROW также упоминается в книге «Дао мотивации» Макса Ландсберга. Аналогичные модели используются в семейной терапии и обучении детей (например, WOOP Габриэль Оттинген).

Развивали и улучшали модель такие коучи, как Грехам Александр, Алан Файн, Макс Ландсберг, сер Джон Уитмор, Майлз Дауни.

Модель GROW можно накладывать любые знания и навыки, однако основной процесс остается неизменным. Коуч может задавать различные вопросы на любом этапе, и его мастерство заключается именно в том, чтобы правильно и вовремя их задать.

Создатели модели GROW и принципа внутренней игры утверждают, что многие люди не могут достичь своих целей, потому что не учатся на своих ошибках и не знают, что уже владеют информацией, способной им помочь.

GROW – это аббревиатура от названий четырех этапов – Goal (Цель), Reality(Реальность), Options (Варианты) и Will (Намерение). Пройдя через все четыре этапа, вы повысите осознанность и понимание:

  • Того, к чему стремитесь,
  • Текущей ситуации и своих убеждений,
  • Своих возможностей и ресурсов,
  • Действий, которые хотите предпринять для достижения личных и профессиональных целей.

1 этап – G (Goal)

Этап постановки цели
На этом этапе важно определить, чего именно вы хотите достичь.

Задайте вопросы:

  • Чего ты хочешь?
  • Какой результат будет для тебя наилучшим?
  • Как ты поймешь, что это именно тот результат, к которому ты шёл?
  • По каким критериям будешь оценивать успешность достижения результата?
  • Что важно для тебя в достижении этой цели?
  • Как достижение цели повлияет на все сферы твоей жизни?
  • Что произойдет, когда ты достигнешь результата?
  • Что скажут тебе окружающие люди?
  • Что ты получишь из того, чего у тебя нет сейчас?

Рекомендация: Цель необходимо сформулировать максимально конкретно. Но задача этого этапа – не только в постановке цели, но и в повышении осознанности, для чего вы хотите её достичь и что вам это даст. Чем тщательнее вы проработаете этот этап, тем меньше вероятность испытать разочарование после достижения цели. 
Помните, что как бы конкретно и тщательно вы ни прописывали желаемый результат, детали могут меняться. Возможно, вы что-то добавите или уберете после этапа обзора реальности. Это нормально.

2 этап – R (Reality)

Этап обзора реальности
Цель этого этапа – понять, что у вас есть сейчас.

Задайте вопросы:

  • Что сейчас происходит?
  • Что тебя больше всего волнует?
  • По десятибалльной шкале, если 10 – это идеальная ситуация, на каком балле ты находишься сейчас?
  • А на каком балле ты хотел бы находиться?
  • Что ты чувствуешь при этом?
  • Как то, что сейчас происходит, влияет на другие сферы твоей жизни?
  • Кто еще вовлечен в ситуацию?
  • Что ты уже успел сделать и делаешь для решения этого вопроса?
  • Какие ресурсы есть?
  • Какие факторы повлияли на твое решение?

Рекомендация: На этом этапе особенно высок риск ухода в самокритику и негативную оценку. На вопрос «Что сейчас происходит?» сам собой может появиться ответ «Я ленюсь», или «Я опять не смог соблюсти все сроки», или «Я застрял и постоянно торможу». Если ловите себя на аналогичных ответах, спрашивайте себя: «На основании каких фактов я делаю такие суждения?», «Как конкретно проявляется моя лень?», «Какие конкретно сроки при каких обстоятельствах я не смог соблюсти?», «Какие факты свидетельствуют о том, что я застрял и торможу?», «Что значит постоянно»? Задача – не скатиться в суждения, критику и оправдания, а повысить осознанность и понимание текущей ситуации без эмоций, основываясь исключительно на фактах.

3 этап – O (Options)

Этап обзора возможностей
Цель этого этапа –посмотреть, какие варианты возможны.

Задайте вопросы:

  • Что можно сделать для изменения ситуации?
  • Какие есть варианты?
  • А какие есть альтернативы?
  • А еще? А еще? А еще?
  • А если бы что-то еще могло быть как вариант, что бы это было?
  • А что, если бы у тебя были все ресурсы для решения вопроса, что бы ты сделал?
  • Кто мог бы помочь тебе в решении этого вопроса?
  • Где бы ты мог найти информацию?
  • А что бы ты посоветовал сделать другому на своем месте?
  • Какие из выбранных вариантов тебе больше нравятся?

Рекомендация: На этом этапе пользуйтесь правилами, используемым при мозговом штурме:
Максимальное количество идей без любых ограничений,
Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи,
Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать,
Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей.

4 этап – W (Will)

Этап выбора действий
Цель этапа – определить конкретные действия и первый шаг.

Задайте вопросы:

  • Что ты будешь делать?
  • Как ты это будешь делать?
  • Каким будет твой первый шаг?
  • Когда ты это сделаешь?
  • Есть ли что-то, что необходимо учесть перед тем, как приступить к действию?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какая поддержка тебе нужна?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Как ты оценишь по шкале от 1 до 10 степень уверенности в том, что ты это сделаешь?

Рекомендация: Не зря в оригинале используется слово Will, хотя в некоторых адаптированных источниках вы можете найти W от What to do. Will переводится как воля, желание, твердое намерение, а также энергия, энтузиазм и отношение. То есть это не просто действие или шаг, это то, что полностью отзывается в вас, то, во что вы верите. НЕ говорите: «Я должен», «Мне нужно», говорите: «Я хочу, «Мне важно это сделать». Ведь за вашим решением стоит не что-то навязанное извне. Это ваше и только ваше волеизъявление. Вы знаете, для чего вы это делаете, что вам это даст, и полностью принимаете на себя ответственность.

Для тех, кто предпочитает русские термины, можно использовать аббревиатуру РОСТ:
Р – расстановка целей,
О – обследование,
С – список возможностей,
Т – то, что важно сделать.

G Цель ( Goal) Цель — то, к чему стремится клиент. Самое важное тут, определить условие выполнения цели и момент, когда цель будет достигнута.
R Реальность( Reality) Те условия, в которые находится клиент сейчас и как далеко он от цели.
O Препятствия ( Obstacles)Варианты ( Options) Определение препятствий, которые мешают достижению цели.После определения препятствий, клиенту необходимо определиться с тем, как с ними бороться, то есть определить варианты борьбы с ними, которые позволят приблизится к цели.
W План действий (Way Forward) После определения вариантов борьбы с препятствиями, клиенту предлагают составить план действий, который приведет к достижению цели.

Внедрив модель GROW в свой инструментарий работы с целями, вы добьетесь еще большей осознанности и ясности, сможете эффективнее принимать решения и выбирать наиболее верные и экологичные способы действий как в близкой, так и в дальней перспективе. И всё это на фоне повышения уверенности в себе и роста мотивации, которые неизбежно случаются со всеми, кто грамотно использует данный инструмент.

Внутренней игры и GROW утверждают, что клиенты не могут достичь цели из-за неумения изучать проблему, изучать обстоятельства которые помогают или препятствуют достижению цели и без этого не умеют составлять план действий.

Пример

Этот простой пример наглядно демонстрирует процесс использования модели GROW для достижения целей. Предположим, что человек хочет сбросить вес: «Через три месяца я хочу весить 80 кг и удерживать его на этом уровне». Чем искренне сформулирована цель (G), тем больше она значит для человека и тем вероятнее он приложит все усилия, чтобы ее достичь.

Подход GROW подразумевает, что реальность (R) — это текущий вес человека. Коуч должен определить препятствия (О), задав наводящие вопросы о том, что происходит, когда человек пытается сбросить вес. Вопросы могут быть такими:

Вам уже удавалось похудеть раньше? Что этому способствовало?

В чем разница между состоянием, когда вам удается удерживать вес, и состоянием, когда вы набираете его вновь?

Что нужно изменить для того, чтобы гарантированно сбросить вес и больше не набирать его?

Если человек честно отвечает на эти вопросы, он сам понимает, какие принципы похудения работают, а такие нет, и создает потенциал для будущих изменений. После этого он сможет разработать стратегию действий — например, найти поддержку в лице родных, выбрать диету или режим физических нагрузок.

Узнав, какие принципы являются эффективными, человек может определить дальнейшие шаги (W), которые описывают, что он будет делать для достижения цели в краткосрочной перспективе — например, обратится за помощью к конкретному человеку или купит другой набор продуктов на неделю.

Модель GROW очень четко определяет источник проблем с точки зрения коуча. Для того, чтобы проблема существовала, необходимо выполнить два условия. Прежде всего, у клиента должна быть цель, а также нечто, что препятствует достижению этой цели. При использовании модели GROW задача автоматически делится на две части.

Эти принципы можно применять вне зависимости от сути проблемы. С помощью GROW можно решать технические задачи, выстраивать стратегии и межличностные отношения. Модель можно использовать для группы лиц, которые пытаются решить одну и ту же задачу или достичь общей цели.

Для написания статьи использовались материалы из книги «Коучинг высокой эффективности» Джон Уитмор, МАК Международная академия корпоративного управления и бизнеса, Москва,2008, а также материалы официального сайта компании Performance consultants, основателем которой является Сэр Джон Уитмор

Об авторе Editor
Самый главный человек на сайте. Если Вы хотите опубликовать свою статью на нашем ресурсе то милости просим на nkosistema@mail.ru

ОСТАВЬТЕ ПЕРВЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий