
Из-за растущей автоматизации медиасферы многие журналистские функции перейдут от человека к машине. Например, в Associated Press уже появился робот-новостник, в чьи обязанности входит создание коротких текстов с отчетами по доходам компаний. Профессиональные журналисты останутся работать в форматах, требующих больших творческих талантов – например, авторская журналистика. Полный список профессий по ссылке.
Произойдет массовое внедрение новых технологий воздействия на органы восприятия человека (обоняние, тактильные ощущения, вкус, чувство силы притяжения) — новые каналы доставки информации позволят сфере медиа и развлечений выйти на еще более близкий и реальный контакт с потребителем.
Развитие технологий может вывести человечество как на новый уровень восприятия искусства, так и на новый уровень креативности: можно будет не только создавать более сложные арт-объекты с помощью 3D-принтеров, роботов и нейроинтерфейсов, но и научиться лучше управлять творческими состояниями.
Уже сейчас мы наблюдаем уход от классических способов взаимодействия искусства со зрителем – все чаще используются интерактивные форматы. Создаются интерактивные книги для iPad, набирает популярность иммерсивный театр, где не существует деления на зал и сцену, и зритель оказывается максимально вовлечен в происходящее.
Взаимопроникновение искусства в другие сферы дает интересные сочетания – например, Science Art, вид современного искусства, где художники используют достижения науки и часто сами являются учеными. Искусство начнет играть большую роль и в образовании – могут появиться арт-университеты, где студенты будут учиться, в том числе, через разные формы творчества.
КУРАТОР КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА — Специалист, который собирает арт-группы для реализации конкретного творческого проекта. В эти арт-группы могут входить как художники разных профилей, так и ученые, программисты, инженеры и специалисты из других отраслей.
Основные компетенции:
1. Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
2. Умение управлять проектами и процессами.
3. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
4. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
5. Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
АРТ-ОЦЕНЩИК — Специалист, способный оценивать новые форматы произведений искусства, которые состоят из разнородных элементов, отличаются сложностью и/или недолговечностью (например, сайнс-арт, стрит-арт или перформанс).
Основные компетенции:
1. Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).
2. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
3. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
4. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
5. Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
SCIENCE-ХУДОЖНИК — Человек, который в своей творческой практике использует научные данные и знания. Science-art не только активно практикуется отдельными художниками, но и поддерживается серьезными учебными заведениями – например, в MIT существует Центр науки, искусства и технологии, а Нью-Йоркская школа визуальных искусств в прошлом году запустила программу по биоарту.
Основные компетенции:
1. Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
2. Умение управлять проектами и процессами.
3. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
4. Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
ЛИЧНЫЙ ТЬЮТОР ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ — Человек, который строит для потребителя индивидуальную траекторию взаимодействия с продуктами искусства. Он прекрасно ориентируется в культурном поле и может создать программу эстетического развития в соответствии со вкусами, запросами и возможностями клиента: например, проследить развитие разных аспектов готического стиля от Средневековья до наших дней как в архитектуре, так и в дизайне, литературе, музыке и кино.
Основные компетенции:
1. Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).
2. Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
3. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
4. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
5. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
ТРЕНЕР ТВОРЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ — Специалист по майнд-фитнесу, умеющий приводить людей творческих профессий в «состояние потока» и в другие состояния, характеризующиеся повышенной креативностью. Он также занимается и развитием осознанности, поскольку одна из важных задач художника – постоянное переосмысление реальности.
Основные компетенции:
1. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
2. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
3. Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
4. Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
ДИЗАЙНЕР ВИРТУАЛЬНЫХ МИРОВ — Создает концептуальные решения для виртуального мира: философия, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, ландшафт, архитектуру, ощущения (в том числе запахи и звуки), живой мир и социальный мир.
Основные компетенции:
1. Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).
2. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
3. Программирование ИТ‑решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
4. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
5. Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
АРХИТЕКТОР ВИРТУАЛЬНОСТИ — Специалист по проектированию решений, позволяющих работать, учиться и отдыхать в виртуальной реальности. Разрабатывает софт и оборудование, с учетом био- и психопараметров пользователя (в том числе под индивидуальный заказ).
Основные компетенции:
1. Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).
2. Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
3. Умение управлять проектами и процессами.
4. Программирование ИТ‑решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
5. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
ДИЗАЙНЕР ЭМОЦИЙ — Специалист, создающий эмоциональный фон контента с использованием новых каналов доставки информации, в том числе и напрямую в мозг потребителя. Он управляет воздействием на органы чувств для того, чтобы в ходе потребления контента у пользователя возникали необходимые ощущения и эмоции.
Основные компетенции:
1. Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).
2. Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
3. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
4. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
5. Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
ПРОДЮСЕР СМЫСЛОВОГО ПОЛЯ — Отвечает за формирование общей картины мира, в соответствии с которой будут строиться подвластные ему медиапотоки. Он управляет селекторами контента, которые формируют информационные потоки для пользователей в рамках заданной картины мира, и осуществляет высокоуровневую настройку медиароботов. (Подобную роль в обществе играют «культурные сомелье» из романа Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.»)
Основные компетенции:
1. Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).
2. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
3. Программирование ИТ‑решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
4. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
5. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
6. Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
ИГРОПРАКТИК — Организатор, создатель, проводник в развлекательных игровых вселенных в реальном и виртуальном пространствах. Сейчас популярны городские квесты – от «Форт Боярда» до игр типа «Клаустрофобии», разработанных для замкнутых пространств. Также есть направление ARG – игр в альтернативной реальности, где очень размыта грань между реальным миром и игровым. В дальнейшем такие игры будут только развиваться.
Основные компетенции:
1. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
2. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
3. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
4. Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
МЕДИАПОЛИЦЕЙСКИЙ — Страж порядка в медиасфере. Ищет нарушения законодательства путем мониторинга медиаресурсов лично и/или с помощью специальных программ. Сейчас в России эту функцию отчасти выполняют Роскомнадзор и «Лига безопасного Интернета», но в будущем злоупотребление информацией и киберпреступность будут расти, так что она выделится в отдельную профессию.
Основные компетенции:
1. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
2. Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
РАЗРАБОТЧИК МЕДИАПРОГРАММ — Специалист, работающий совместно с психологами, лингвистами и инженерами, чтобы создавать программные инструменты для поиска, обработки и распространения информации в Сети (поисковики, семантические анализаторы, агрегаторы, роботы, пишущие).
Основные компетенции:
1. Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
2. Умение управлять проектами и процессами.
3. Программирование ИТ‑решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
4. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
ИНФОСТИЛИСТ — Человек, подбирающий информацию и стиль ее изложения в соответствии с запросами конкретного пользователя. Сейчас поток контента предлагается человеку в виде подборки рекомендованных информационных продуктов, основанной на геотаргетинге, поисковых запросах пользователя или указанных им в соцсетях интересах. Это делается в основном извне; алгоритмом, который кем-то создан под свои цели. В дальнейшем желание человека формировать подобный поток для себя вне чьего-либо влияния породит спрос на аналогичные алгоритмы, которые он будет либо писать под себя сам, либо делать на них индивидуальный заказ специалистам.
Основные компетенции:
1. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
2. Программирование ИТ‑решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
3. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
4. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
РЕДАКТОР АГРЕГАТОРОВ КОНТЕНТА — Управляет каналами информации и подбирает соответствующий ожиданиям пользователей контент путём настройки программ-поисковиков, агрегаторов и обработчиков информации. Эта профессия уже есть в цифровых медиа, но по мере роста индивидуальных СМИ спрос на нее вырастет. Но со временем она превратится из профессии в универсальную компетенцию.
Основные компетенции:
1. Умение управлять проектами и процессами.
2. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
3. Программирование ИТ‑решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
4. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
5. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
Отправить ответ