Урок безопасности для детей в интернете

урок по информационной безопасности детей в интернете

Уже несколько лет в России проводится единый урок безопасности в интернете для детей. Контент на уроке даётся несомненно хороший, но форма подачи немного академичная.

Мы предлагаем наиболее привлекательную структуру урока по информационной безопасности детей в интернете. Уже проверенную нами. Урок по теме: «безопасность детей в интернете» предлагается по открытой лицензии — можно использовать и модифицировать его в своей деятельности. В любое время, вы можете написать нам письмо на почту или в социальных сетях для получения консультации для родителей о безопасности детей в интернете:

Адрес электронной почты — nkosistema@mail.ru

Группа в VK — https://vk.com/nkosistema

Наша группа в ОК: https://ok.ru/anosistema

Видео на Youtube: https://www.youtube.com/watch?v=3TwN9-xPfWk

Немного о некоммерческих организациях, занимающихся темой интернета

Если зайти на archive.org, то можно увидеть весь интернет, какой только был с 1990х годов.

Архив интернета — это некоммерческая организация, основанная в 1996 году для сбора сайтов, графические материалы, видео- и аудиозаписи и даже программного обеспечения из интернета. Архив обеспечивает долгосрочное архивирование собранного материала и бесплатный доступ к своим базам данных для широкой публики. Целью Архива является сохранение культурно-исторических ценностей цивилизации в эпоху интернет-технологий, создание и поддержка  электронной библиотеки. По состоянию на август 2016 года, содержит 502 млрд копий веб-страниц. С 2007 года Архив имеет юридический статус библиотеки. Там есть страницы, которых сейчас нет в интернете и даже запрещенные сайты, просто они на территории нашей страны не показываются даже в Архиве по закону.

Есть такая организация, как Women Who Code — если по дословно, то женщины, которые кодят. Они помогают женщинам, девушкам войти в мир IT и начать программировать. Они проводят много встреч и были даже у нас в стране.

Есть фонд Wikimedia. Это тоже некоммерческая организация. Я думаю, что вы все знаете такой сайт, как Wikipedia. Это общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом, реализованная на принципах вики.

А фонд Wikimedia — это некоммерческое партнерство содействия распространению энциклопедических знаний «Викимедиа РУ» — юридически самостоятельная некоммерческая организация, созданная для содействия на территории Российской Федерации развитию проектов, связанных с созданием и распространением свободной для использования энциклопедической, образовательной и иной информации, отражающей знания, накопленные человечеством.

Ведущим проектом такого типа является свободная интернет-энциклопедия «Википедия», русскоязычный раздел которой является одним из основных объектов деятельности «Викимедиа РУ».

Можно так же выделить такую организацию, как Mozilla Foundation — это некоммерческая организация, созданная для поддержки и руководства проектом Mozilla.  Mozilla Foundation является собственником дочерних компании Mozilla Corporation, которая предоставляет работу многим разработчикам Mozilla и координирует выпуски браузера Mozilla Firefox

Mozilla Foundation позиционировал себя как «некоммерческую организацию, целью которой является сохранение возможности выбора и стимулирование инноваций в сети Интернет».

«Mozilla» — также это название сообщества добровольцев, продвигающих идеи свободного программного обеспечения и «Открытого Интернета».

Среди действий сообщества:

  • Перевод и локализация программного обеспечения и сайтов на около 100 языков.
  • Продвижение стандартов W3C: обращения к сайтам, работающим не по стандарту; записи в блогах; выступления на конференциях.
  • Организация региональных и международных встреч энтузиастов сообщества.
  • Оказание помощи пользователям ПО Mozilla на форумах и чатах.
  • Организация просветительских мероприятий для детей и взрослых о технологиях Интернета, например в рамках программы Hackazaurus.

Из наших организаций крупные НКО, связанные с интернетом: Теплица социальных технологий, Такие дела — это портал учрежденный  фондом «Нужна помощь». Основной задачей портала стало системное решение социальных проблем в России с помощью качественных журналистских материалов. Портал «Такие дела», по сути, вернул в повестку современных медиа обычного человека и возродил традиции социальной журналистики, а также создал новый формат журналистского текста — фандрайзинг.

Каждый день портал публикует фандрайзинговые статьи о подопечных благотворительных проектов, которым оказывает поддержку. В конце каждого такого материала читателям предлагается оформить регулярное пожертвование на любую сумму в поддержку того или иного проекта. Фактически — это агрегатор НКО и проектов, он их отбирает и одобряет.

Если вы хотите пожертвовать деньги, то не нужно делать это напрямую (если конечно это не ваши очень близкие люди или вы рядом с человеком и видели его своими глазами). Чаще всего это несет негативный эффект.

Бывали случаи, когда родители использовали своих детей, которые уже умерли, как ширму для продолжения сбора денег. Они собирали деньги, не успели собрать на операцию, ребенок умер, а родители продолжили сбор денег. Когда родителей поймали за руку и спросили зачем они это делают, ведь ребенка уже нет. То они просто ответили: нам же на что-то жить нужно, мы уже привыкли… Иногда бывают случаи мошенничества, когда собирают на ребенка, которого вообще нет. Чтобы такого не происходило и нужны подобные агрегаторы.

Нужно жертвовать как раз в такие крупные фонды и организации. Вот когда вы выбираете телефон, вы же смотрите на характеристики? Не берете первый попавшийся, так вот то же самое и с благотворительностью и с фондами. Если вы решили сделать хорошее дело — пожертвовать деньги, то также нужно выбрать: открытая организация, закрытая, есть у нее сайт, нет у нее сайта, вообще разделяете вы миссию и цель данной организации. Нужно выбрать, посмотреть деятельность фонда, соцсети, сайт, отзывы, отчеты, действительно ли она кому то помогала и т.д. Такие Дела и пытаются это сделать в России, они выступают и  как СМИ и как агрегатор и  как НКО.

Common sense media занимается поиском хорошего контента в интернете и рекомендациями его детям и родителям. Это некоммерческая организация, которая обеспечивает образование и защиту для семей, она продвигает безопасные технологии и средства массовой информации для детей. Common Sense Media, просматривает книги, фильмы, телешоу, видеоигры, приложения, музыку и веб-сайты и оценивает их с точки зрения соответствующего возрасту образовательного контента, позитивных сообщений / образцов для подражания, насилия, секса и ненормативной лексики и многого другого для родителей, делающих выбор средств массовой информации для своих детей.

Это как раз то, чем и наша организация активно занимается.  Наши цели похожи: научить детей правильным навыкам использования сети, помочь семьям выбирать лучшии  медиа, сделать интернет безопасным и чистым. Мы считаем, что победить плохой контент можно только вытеснением его хорошим. Смещением внимания на позитивные, полезные и развивающие СМИ, игры, книги, фильмы, ролики. Внимание — самый ценный ресурс. Всегда можно смотреть на мир с разных сторон и находить то что хочешь найти: находить только плохой контент и подтверждение, что ничего хорошего нет, а можно сместить фокус внимания и увидеть другой — яркий хороший мир и людей, что делают его лучше.

Все организации про которые я говорил — это НКО, у них цель важнее прибыли. Они создаются ради достижения достижения  определенных социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей. Не ради денег. Есть цель — собрать весь интернет. Есть цель — собрать все знания бесплатно. Есть цель — сделать бесплатный браузер, который будет доступен всем, и доступность здесь также означает и доступность для людей с ограниченными возможностями.

Почему мне нравятся Common Sense Media и Khan Academy.  Khan Academy бесплатно предоставляет возможность для тех кто пропустил среднюю школу, для тех кто не мог посещать занятия восполнить свои пробелы в знаниях.

Khan Academy— некоммерческая образовательная организация, созданная Салманом Ханом. Хан делал записи для своей двоюродной сестры и других родственников, чтобы объяснить сложные темы школьного курса. Затем он стал выкладывать на Ютуб эти записи и быстро набрал популярность. Цель академии — «предоставление высококачественного образования каждому, всюду». Сайт академии предоставляет доступ к коллекции из более чем 4200 бесплатных микролекций по математике, истории, здравоохранению и медицине, финансам, физике, химии, биологии, и другим дисциплинам.

Проект поддерживается при помощи пожертвований, при этом значительная часть пожертвований приходится на Google и Фонд Билла и Мелинды Гейтс. В 2010 году Google анонсировал, что пожертвует 2 млн долларов на создание большего количества курсов и перевод на наиболее используемые языки.

Про заговор и Рептилоидов

Давайте поговорим с вами про заговор и Рептилоидов. Все что мы с вами сейчас видим — это такой заговор. Сейчас поясню свою точку зрения. Все организации, про которые я говорил выше используют интернет во благо. Но Интернет — это просто инструмент, это новая среда. Можно микроскопом гвозди забивать, а можно смотреть на молекулы. Можно взять нож и сделать хорошее блюдо, а можно ножом и убить. Это инструмент в руках человека.

Про этику говорил еще Аристотель, эта этика есть и в интернете. Просто в 90-х годах эта была одна этика открытого интернета.

Сейчас она стала немного  другая. Вы уже слышали эти случаи с репостами и лайками.Технически нужно понимать, что такое репост: у вас есть какое-то комьюнити людей, которое на вас подписано, и при репосте они видят в ленте ваши действия. Это правильно? Вы распространили информацию? По факту — да. Здесь нет никакого противоречия. По содержанию этой информации есть много НО. Каждый случай нужно рассматривать пристально. Кто кого оскорбил, почему кто-то оскорбился? Действительно ли это оскорбительно?  Но этические понятия нужно держать в голове, потому-что интернет открыт! Он агрегируется, информация собирается.

Если вы используете TOR, я расскажу про случай использования этого браузера. Дмитрий Богатов, 25-летний преподаватель математики из Московского финансово-юридического университета.

В основу его обвинений легли записи на форуме для системных администраторов sysadmins.ru («Сисадмин.ру») пользователя по имени Айрат Баширов. Он создал тему «Требуем системных изменений в стране!» и оставил несколько записей, которые правоохранительные органы расценили как призыв к организации массовых беспорядков и к терроризму. Следственный комитет считает, что Богатов использовал «серверы, находящиеся на территории иностранных государств», чтобы замести следы. Одновременно обвинение утверждает, что информация размещалась с IP-адреса Богатова. По словам адвоката, записи были выложены с нескольких IP-адресов — и лишь один из них принадлежал Богатову. Мать математика утверждает, что ее сын в момент публикации записи шел с женой домой из магазина.

Факты, добытые следователями, могут не противоречить словам адвоката и матери Богатова, если Айрат Баширов, которого хотели поймать правоохранительные органы, пользовался анонимной сетью Tor. Эта сеть создает зашифрованный канал связи с использованием нескольких случайным образом выбранных серверов и скрывает настоящий IP-адрес пользователя. Владелец сайта видит вместо него IP-адрес exit node — выходного узла Tor, последнего сервера в цепочке создания анонимности. Всего сейчас в сети Tor чуть больше семи тысяч узлов, из них лишь около 900 являются exit node.

Один из таких exit node, по всей видимости, запустил у себя дома Богатов. Об этом можно судить на основании того, что свои имя, фамилию, электронный адрес он оставил в описании этого узла. Ранее он говорил в суде, что является «разработчиком — адептом свободного программного обеспечения».

Таким образом, некий пользователь Айрат Баширов, возможно, совершенно никак не связанный с Богатовым, 29 марта 2017 года мог запустить Tor-бразуер и случайно подключиться к российскому узлу анонимной сети Tor, который принадлежал арестованному 10 апреля математику.

Потом вам придется очень долго доказывать — что вы не верблюд.

У нас вопросы были составлены для 5-го класса, но я думаю некоторые вопросы будут актуальны и для вас.  Актуально про перепалки в интернете. Все знают как их называют в сети. Я считаю, что это очень негативный опыт. Он негативен и для тех кто просто смотрит на брань в интернете. По данным психологов, ребенку становится плохо даже от одного вида этих комментариев, даже если они не направлены лично на него. Ребенок может даже замкнуться в себе.

Итак, давайте вернемся к рептилоидам.

Вы все знаете этого человека? Надкусили яблоко. Это Стив Джобс.

урок безопасности в интернете

Основатель Apple Стив Джобс также жёстко ограждал своих четверых детей от чрезмерного увлечения технологическими устройствами, в том числе iPad. Он ввёл для детей запрет на использование гаджетов в ночное время и в выходные. Кроме того, мобильники были вне закона, когда вечером семья собиралась на ужин. К счастью для его трёх дочерей и сына, Стив был очень интересным собеседником, он рассказывал и про политику и культуру, и про мультфильмы, ведь когда-то его выгнали из Apple и он приложил свою руку к становлению мультипликационной компании Pixar (Основатели Джордж Лукас, Элви Рей Смит, Эд Кэтмелл, Стив Джобс, Джон Лассетер).

Это удивительно, но факт — он запрещал телефоны, которые сам и создавал.

Еще один основатель Apple, другой Стив — Возняк думал , что когда школы компьютеризируют, дети станут умнее, ведь им доступно любое знание. Но этого не произошло. Прочитать подробнее об этом можно здесь.

Возняк всегда был уверен: люди важнее технологий, и нельзя ставить деньги превыше морали. Гениальный маркетолог Стив Джобс и гениальный инженер Стив Возняк основали Apple почти случайно. Двум Стивам было приятно когда этот бизнес начал приносить им деньги хотя бы на пиццу.

урок безопасности стив возняк

Но это решение оказалось поворотным для истории компьютеров и вообще для истории бизнеса. Сегодня Apple – самая дорогая и, возможно, самая инновационная компания в мире, а Стив Джобс, рано ушедший из жизни, считается величайшим бизнес-лидером современности.

Стив Возняк в своей книжке писал, что настоящий инженер должен брать большие проекты и делать их в одиночку, и что только так можно раскрыть все свои потенциальные возможности. Только когда нет опоры на кого-то, начинается самое интересное.

Книга после прочтения оставила только положительные эмоции, в этой книге Стив откровенно рассказывает об изобретении им персонального компьютера, о своей дружбе и сложностях со Стивом Джобсом, о настоящих причинах успехов и провалов Apple, и даже о том, как он пытался остановить холодную войну (он даже организовал первую с СССР видео конференцию и делал замечательные концерты). Начало может немного обескуражить, там Стив очень много времени уделяет рассказам о платах и компьютерах, но это лишний раз показывает, насколько он увлеченный человек, и как он хочет увлечь электроникой других. Даже про взаимоотношения с отцом и взросление очень интересно было узнать в разрезе становления его как инженера.

Это реально неизвестная история Apple. Самое удивительное, что Возняк остался простым человеком, он даже исполнил свою мечту, и это не покупка яхты или футбольного клуба: он хотел преподавать математику детям и он пошел преподавать.

Мне раньше казалось, что когда школы компьютеризируют, дети станут умнее, ведь им доступно любое знание. Но этого не произошло.

Я считаю, что образование очень важно для человека — оно дает знание, благодаря которому человек может зарабатывать деньги.

Все это в книге: Стив Джобс и я: подлинная история Apple

Где учатся дети топ менеджеров Apple, Google, Yahoo!

Технический директор гиганта eBay отправил своих детей в школу без компьютеров. Так же поступили сотрудники и других компаний Кремниевой долины — Apple, Yahoo! , Google, , Hewlett-Packard.

Многие мамы в России хвастаются друг другу, что Дочь в 2 года сама умеет в планшете играть или создали канал на ютубе. Но это совершенно не верно. Отдавать своего ребенка такой кибер-маме, как планшет, конечно иногда удобно. Но семья создавалась, наверное не для этого?

Многие взрослые, когда встречаются где-нибудь, достают телефоны и погружаются в них. Марк Цукерберг, когда создавал свой Facebook , говорил, что он позволит объединиться со своими старыми друзьями, которые давно и далеко уехали. Но теперь эта же сеть разъединяет людей в реальности.

Школы компьютеризируют. Оснащают по последнему слову техники. С одной стороны, прогресс не остановить и это хорошо. Но все хорошо в меру.

Джобс понимал, что эти дети потом будут управлять другими, теми кто погружен в созданные корпорациями новые информационные технологии

Так что же за школа такая, где учится новая элита мира. Называется она Waldorf of the Peninsula. Она имеет очень простой старомодный вид — доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения в ней используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину и др. И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.

Главный вопрос: зачем они все это делают?

Ответ: РЕКЛАМА! Они живут на этом, им нужна реклама, чтобы их компании развивались и жили дальше. Внимание в нашем мире — это самый важный ресурс. Кто контролирует внимание — тот контролирует человека. Если ты не контролируешь свое внимание — то не контролируешь свою жизнь. Такой простой постулат, многим не приходит в голову.

Но ведь это именно так. Мы погрязли в пучину информации. Получаем цифровое слабоумие. Это настоящий медицинский термин. Почти все медиа и социальные сети продают именно наше внимание. Мы сами являемся товаром для медиа. Социальные сети и СМИ продают наше внимание рекламодателю.

Цифровая репутация

Она также как легко зарабатывается, также легко и теряется. Сейчас очень много систем, которые выдают кредиты просто анализируя профили в социальных сетях. Ваша кредитная история может быть загублена уже сейчас вашими действиями в социальных сетях. Понимаете? Алгоритм увидел. Вы делаете профайл сами. Каждый чих в интернете записан. Вот вебархив собирает данные и еще много организаций собирают данные. Запомните: то что вы не хотите, чтобы кто-то увидел — просто не публикуйте в интернете. Даже ваши действия собираются умными алгоритмами, и эти действия как и слова очень многое говорят о вас.

Есть простое правило: Правило бабушки. Спросите свою внутреннюю бабушку: вы показали бы это видео своей бабушке?

Про кибербуллинг и обманы уже многое сказано, но не лишним будет повторить. Те кто травят людей в интернете, потом во взрослом состоянии испытывают такие же проблемы с психикой, как и жертва. Ничего бесследно не проходит. Травля в интернете опасна тем, что она может не прекращаться. Но стоит запомнить: вы всегда можете заблокировать оскорбляющего, выйти из сообщества, понять простой факт — вы не должны слушать то что не хотите. Постарайтесь быть дальше от токсичного контента. Постарайтесь использовать интернет для развития. Очень много полезных ресурсов на просторах интернета. Бесплатные ролики по обучению просто всему есть во всех социальных сетях. Выбирать полезный контент важнее всего. Если мы перенаправим внимание на позитивную, важную, умную информацию вместо развлекательного мусора, то сможем уже этим многое изменить. А мы постараемся вам в этом помогать. Спасибо за внимание. Это самое ценное, что вы могли мне дать.

Памятка для родителей «Безопасный интернет»

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»:

Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения.
Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет, чтобы вовремя предупредить угрозу.

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:
Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.
Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.
Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернет, особенно путем отправки sms, – во избежание потери денег.
Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:
Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля и антивирус.
Если ваш ребенок остается часто дома один, ограничьте время пребывания вашего ребенка в Интернете.
Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.
Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок.

Дети до 7 лет в интернете

Во время первого знакомства с Интернетом закладывается фундамент для его последующего использования и формирования хороших манер у детей. Детям дошкольного возраста нравится установленный порядок, и это является идеальным способом развития у детей навыков безопасного использования Интернета.

Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого. В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала. Дети часто не видят разницы между использованием Интернета и играми или рисованием на компьютере.

Деятельность дошкольников в интернете должна проходить при активном участии родителей. У детей данного возраста обычно открытая натура и положительный взгляд на мир. Они гордятся приобретенными начальными умениями читать и считать и любят делиться идеями. Они хотят вести себя хорошо, доверяют взрослым и редко в них сомневаются. Дети, как правило, легко осваивают Интернет, обучаются основным навыкам в работе с ним, и хотя дошкольники могут успешно играть в компьютерные игры, им нужна помощь взрослых.

Обеспечение безопасности детей при пользовании компьютером

Дети дошкольного возраста должны выходить в интернет только под присмотром родителей или старших братьев или сестер. Следует ограничивать время пребывания детей в интернете, как и время работы за компьютером, в соответствии с возрастом детей. Взрослые могут сажать ребенка к себе на колени во время общения по скайпу или при просмотре семейных фотографий. Можно добавить нужные сайты в «Избранное».

Следует рассказать ребенку о конфиденциальности; научить его никогда не выдавать в интернете информацию о себе или о своей семье. Если на каком-либо сайте нужно ввести имя, можно придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации.

Важно приучить ребенка сообщать взрослым, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит или угрожает ему, напоминать, что он в безопасности, если рассказал взрослым.

Важно помнить, что взрослые играют ключевую роль в формировании у дошкольников культуры безопасной работы в Интернете.

Самый главный человек на сайте. Если Вы хотите опубликовать свою статью на нашем ресурсе то милости просим на nkosistema@mail.ru

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.




семь + 7 =

Нажимая кнопку "Отправить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"