Запахи в Интернете оказались никому не нужны

В разгар пузыря dot-com Джоэл Белленсон собрал 20 миллионов долларов, чтобы принести запах в Интернет. Но он забыл задать себе важный вопрос: кому нибудь это действительно нужно? Перевод статьи с TheHustle (с дополнениями).

Его изобретение, iSmell, обещало принести запахи в Интернет. Он разработал передовые сенсорные технологии, собрал команду мечты из Fortune 500 и собрал 20 миллионов долларов. Компании производители видео игр, голливудские студии и интернет-гиганты выстраивались в очередь для партнерских отношений. Это история безуспешных попыток скрестить технологии и запах, история о создании продукта, который оказался никому не нужным.

Цифровой аромат — история неудач

Задолго до цифрового века, в век развития кинематографа, в 1906 году предприниматели пытались создать погружение зрителей в фильм при помощи огромных хлопковых шариков, которые были пропитаны ароматами.

Использование ароматов в сочетании с сюжетом фильма восходит к 1906 году, еще до введения звука.

В 1929 году во время показа мюзикла Бродвейская мелодия в одном из нью-йоркских театров с потолка распыляли духи. В 1933 году Артур Майер в Paramount’s Rialto Theater на Бродвее установил специальную систему для выделения запахов во время фильма. Также были попытки с выпуском ароматов в театрах Детройта (штат Мичиган) в фильмах Морской ястреб (фильм, 1940) и Boom Town. Уолт Дисней занимался идеей использования запахов в своём фильме «Фантазия» (1940), но в итоге решил отказаться от её реализации по экономическим соображениям.

Компания General Electric разработала в 1953 году систему, которую они называли Smell-O-Rama для показа трехмерного изображения розы в сопровождении цветочных ароматов. А в 1958 году американскийимпресарио Samuel Roxy Rothafel в театре Family Theatre в Форест-Сити, штат Пенсильвания, помещал пропитанный розовым маслом комок ваты перед электрическим вентилятором во время Парада роз.

После десятилетий забвения учёные вновь обратились к идее сопровождения изображения на экране запахами, но уже не в кинотеатре, а в телевизорах и мониторах, которыми обеспечены практически все семьи. Над этим, в частности, работает группа учёных из японского университета Tokyo University of Agriculture and Technology.

В 1959 году два конкурирующих устройства — AromaRama и Smell-O-Vision — пообещали создать «новый захватывающий опыт» в кинотеатрах по всей Америке.

Идея продюсера Майкла Тодда в 1960 году была реализована швейцарским инженером Хансом Лаубе для проката фильма «Запах тайны» (в течение фильма можно было подать в зрительный зал 30 разных запахов). Это был первый фильм, в котором ароматы являлись неотъемлемой частью происходящего в фильме, предоставляя важные детали аудитории. Реклама к фильму гласила: «Сначала они начали двигаться (1895)! Затем — заговорили (1927)! Теперь они пахнут!»

Показы происходили в трех специально оборудованных кинотеатрах в феврале 1960 года — в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Чикаго. Хотя «Запах тайны» и не был первым фильмом в сопровождении ароматов, но технологически он был наиболее продвинутым среди аналогов. К каждому зрительскому месту была подведена трубка, и запахи распылялись централизованно по всему залу, система работала без участия оператора по заранее выставленным временным интервалам сюжета фильма. Но первые показы вызвали не самые лучшие отзывы зрителей: одни жаловались на громкое шипение во время подачи запахов, другие (особенно те, кто находился на балконе) на то, что запахи не были хорошо синхронизированы относительно действия на экране, третьи не могли чётко ощутить эти запахи. Хотя позднее указанные проблемы были решены, первоначальные отрицательные отзывы о фильме успели сделать своё дело, и система Smell-O-Vision более никогда не использовалась.

Основатели O-Vision Майкл Тодд-младший (слева) и Ханс Люб (справа) демонстрируют свою систему в 1960 году (источник

В разоблачающем обзоре New York Times в 1960 году Smell-O-Vision описывался как неэффективное и никому не нужное устройство.

Они также были астрономически дороги: «установка запаха» могла стоить от $ 15 тыс. до $ 1 млн (при пересчете на текущий курс от $ 124 тыс. до $ 8,3 млн сегодня).

В конечном счете, The Smell-O-Vision было оценено журналом Time как одно из 100 худших технологических изобретений в истории.

Возвращение запахов в цифровую эпоху

Зимой 1998 года Джоэл Белленсон и Декстер Смит были в отпуске на Саут-Бич, штат Флорида, когда на них снизошло вдохновение.

«Были все эти горячие дамы, прекрасные пляжи, хорошие флюиды — и запахи просто поражали меня,» Белленсон говорит: «Я глубоко вздохнул и сказал:«Я могу каким-то образом захватить это и дать всем другим неудачникам в интернете вкус внешнего мира?»

Белленсон (молекулярный биолог) и Смит (промышленный инженер) ранее запустили успешную компанию по разработке программного обеспечения для анализа генов. Если у кого-то были технические возможности, чтобы оцифровать запах, то точно у них.

Джоэл Беллсон (слева), с соучредителем Декстером Смитом (источник)

Их цель была грандиозной: принести запах в Интернет, разбив тысячи запахов на химические компоненты, «закодировав» их в файлы, передавая их в цифровом виде через настольное устройство с USB-питанием.

«Мы хотели создать печатный станок для запаха, — говорит Белленсон. «Это было не просто техническое — это было стремление переосмыслить сенсорный опыт».

Дуэт собрал команду мечты: работники из Sega, TransAmerica, NEC, Sprint PCS и Bath & Body Works; эксперты  из парфюмерной промышленности; высокопоставленные ученые и некоторые из наиболее известных технических гуру Силиконовой долины.

В феврале 1999 года они запустили Digiscents и решили «революционно изменить пространство развлечений и медиа».

Появление iSmell

В разгар пузыря dot-com Digiscents был сумасшедшим и смелым стартапом, таким, который может привлечь внимание венчурных капиталистов.

По словам Беллсона, компания смогла привлечь $ 20 млн от азиатских инвесторов и создать современный прототип запатентованного продукта, названный iSmell.

Устройство подключается к компьютеру через последовательный кабель. Внутри десятки крошечных флаконов с маслом — каждый тщательно разработанный командой «scentographers» — избирательно нагревался и выдувался через вентиляционное отверстие. Эти «первичные запахи» можно объединить в тысячи уникальных ароматов: от апельсиновой корки до костров.

Прототипированное устройство iSmell (источник)

Эйвери Гилберт, «сенсорный психолог», был нанят Digiscents, чтобы помочь подбирать эти запахи.

«Вы можете разложить любые запах — гнилые бананы, свежие сардины — на 100 или около того ключевых ароматов», — говорит он нам. «Из этих материалов вы можете воссоздать запахи почти всего, что есть в естественном мире».

И это именно то, что они сделали.

«Индустрия для взрослых» заинтересовалась изобретением iSmell

К концу 1999 года iSmell создавал шумиху — к лучшему или к худшему.

Они заключили партнерские отношения с Sony и Microsoft, чтобы довести свои технологии до модулей видеоигр. Dreamworks, Dolby и IMAX стремились также обеспечить интеграцию со своими продуктами.

«Несколько лет подряд я сидел за столом гостя почетной награды Adult Video Awards».

Беллсон

Более 5 тыс. Разработчиков игр загрузили «ScentTracker» (инструмент для интерактивных игр), а сайт Digiscents привлек 4 млн просмотров страниц в месяц.

Были также грандиозные планы по запуску «веб-портала с поддержкой запаха» под названием Snortal , где посетители могли проектировать и отправлять друг другу свои запахи и душить совместное блаженство.

Немного новой истории в тему (источник)

В то же время iSmell стал предметом для шуток.

«У него был фатальный недостаток», — рассказывает один человек, который работал с устройством. «Остаток от предыдущего запаха задержится … этот остаток загрязнял воздух и превращал второй (и последующие запахи) в запах дерьма».

Все идет под откос

Белленсон и его команда тратили огромные суммы наличных денег на «интенсивное систематическое тестирование» и продолжали развивать картриджи, но меньше времени спрашивали общественность, было ли это то, что они хотели.

В конце 2001 года — всего через 2 года после запуска прототипа — у Digiscents появился прототип, и компания закрылась.

Как говорит Bellenson, iSmell в конечном счете «слишком сложна для реализации».

Но Марк Контер, технический консультант, который был нанят для работы над «созданием продукта с 0 до 1», говорит о том, что отказ от iSmell  был от недостатка спроса.

Эвери Гилберт, ученый, который работал над запахами, подтверждает слова Марка Контера. «Они постоянно говорили о погружении — это был технологический бум, и все думали, что мы могли бы сделать это», — говорит он. «Но это было не то, чего хотели люди»

Во время пика успеха Digiscents появилось множество других цифровых ароматических компаний с такими именами, как AromaJet Pinoke (2000), TriSenx Scent Dome (2003), Kaori Web (2004), Genero P @ D Aroma Generator (2005).

Но когда Digiscents рухнул, уверенность инвесторов в успехе цифровых технологий ароматов испарилась.

«Наша смерть убила их всех, — говорит Белленсон. «И наша смерть продолжает пугать людей по сей день».

Сегодня наука, техника и аппаратные средства для таких устройств в разы улучшились. Исследователи по всему миру, от Японии до Сан-Диего , попытались, без успеха, вывести эту концепцию на рынок.

Дэвид Эдвардс демонстрирует свой oPhone, который отправляет цифровые сообщения о запахе (источник)

В последнее десятилетие акцент сместился с Интернета на смартфоны. Scentee, который стартовал в 2013 году, обещал дать пользователю опыт «мобильной» росы, лаванды и картофельного масла.

В настоящее время oPhone пытается убедить мир в необходимости текстовых сообщений на основе запаха, а Cyrano («цифровой ароматический динамик») нацелен на создание «дорожек запаха».

«Прямо сейчас, никто не просыпается в 3 часа ночи, говоря:« Я действительно хочу отправить сообщение в запахе », — сказал основатель OPhone Дэвид Эдвардс,« The New Yorker » . «Но однажды это будет так».

Есть ли будущее у этой технологии?

Эрик Райс, автор «The Lean Startup» , цитирует говорит об этом, как об одном из главных препятствий успешной инновации.

«Самый большой источник отходов в стартапе — это строительство того, чего никто не хочет», — сказал он в беседе в Стэнфордском университете. «Стартапы не терпят неудачу, потому что технология не работает; они терпят неудачу, потому что никто не хочет того, что они пытаются построить».

Компании по-прежнему становятся жертвами этого сегодня (помните Juicero , или «crunch-less» Doritos ). Можно даже утверждать, что виртуальная реальность — это нишевой продукт, а не революционная технология: шумиха есть, но в последние годы интерес к определенным технологическим решениям застопорился.

Кончина цифровых компаний — ароматов напоминает нам о том, что может произойти, если общественный интерес ставится после процесса проектирования.

Сегодня Белленсон, оглядываясь на неудачу Digiscents настаивает на том, что идея не мертва, а просто «не получила должного развития».

«Люди просто хотели танцевать на нашей могиле» «Они просто боялись нашего величия».

Почти через 20 лет после падения iSmell это величие не так очевидно. Устройство удостоено звания«худшего изобретения всех времен» и представляется везде, как технологический прорыв, без практического применения — все та же парадигма dot — комов девяностых годов.

Самый главный человек на сайте. Если Вы хотите опубликовать свою статью на нашем ресурсе то милости просим на nkosistema@mail.ru

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.




4 × три =

Нажимая кнопку "Отправить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"